Проблемы менеджмента в период пандемии 
17 декабря 2021

Проблемы менеджмента в период пандемии

Пандемия коронавируса COVID-19 внесла свои изменения в деятельность организаций во всем мире. Основной удар принял на себя малый бизнес, в больше степени в тех сферах, в которых предполагается физический контакт с потребителем: общественное питание, гостинично-ресторанный бизнес и туристическая индустрия, сфера развлечений, культуры и досуга, физическая культура и спорт, сфера обслуживания. Гораздо в меньшей степени пострадали строительство, ЖКХ, связь и информационные технологии, оптовая торговля продуктами питания. 

Согласно опросам, проводимым рейтинговыми агентствами, социологическими службами и различными аналитическими центрами, более 80% предпринимателей отметили ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности от незначительного снижения до полной потери дохода (по данным Торгово-промышленной палаты РФ в апреле 2020 года около 60% предпринимателей отметили нулевую прибыль). Наиболее устойчивым к новым вызовам ожидаемо стал крупным бизнес — только 20% его представителей констатируют падение доходов. В среднем сегменте 33% компаний потеряли прибыль, а в малом бизнесе показатель достигает 54%.

Примерно у 60% компаний выручка в 2020 году уменьшилась более чем на 30%, примерно 45% предпринимателей сократили фонд оплаты труда. К 2021 году ситуация продолжала оставаться достаточно напряженной: лишь 19% организации заявили о постепенном восстановлении своих доходов. Независимо от формы собственности и сферы деятельности почти все организации столкнулись с вопросами разработки особого режима деятельности, сочетающего традиционные и дистанционные технологии. Значительные преимущества получили только те виды бизнеса и организации, которые смогли удовлетворить резко выросший спрос населения на продукты питания, товары первой необходимости и средства защиты и дезинфекции, фармацевтические компании.

В соответствии с результатами исследований основные проблемы деятельности организаций в порядке значимости можно представить следующим образом:

  1. непостоянство контрагентов, невыполнение обязательств с их стороны;
  2. резкое снижение спроса на продукцию или услуги;
  3. недоступность сырья или комплектующих;
  4. ненадлежащий поток наличности;
  5. отсутствие сотрудников на рабочих местах;
  6. отсутствие необходимой документации для оформления операций;
  7. другие проблемы.

Так, значительная часть менеджмента организаций считает, что непрофессиональное поведение контрагентов и резкое снижение спроса привели к негативным последствиям в процессе деятельности предприятия. Более трети организаций не смогли продолжать деятельность в обычном режиме вследствие отсутствия сырья или комплектующих деталей, т.к. множество российских компаний закупали их за рубежом. В период коронавируса границы были закрыты не только для туристов, но и для промышленно-экономической деятельности, результатом чего послужило отсутствие материалов, задержка рейсов и потеря денежных средств при транспортировке грузов. Часть руководителей связывает свои проблемы с ненадлежащим потоком наличности, то есть нерациональным распределением валют на российском и мировом рынке. Отсутствие сотрудников на рабочих местах связано с огромным количеством заболевших и переносчиков инфекции, которые обязаны соблюдать социально-значимые меры, изолироваться и проводить необходимый процесс лечения. Длительный период карантина, который включал в себя комендантские часы, определенный график работы общественного транспорта, соблюдение дистанции между гражданами и т.д., несомненно, повлиял на рабочий процесс и деятельность предприятий. Закрытые государственные организации, деятельность которых связана с оформлением документов, также затормозили получение лицензий, разрешений и др. Все негативные последствия, рассмотренные выше, распространились на большое количество отраслей экономики, в которых фирмы затрудняются в принятии решений в период кризисных ситуаций.

Кризис выявил в первую очередь те болевые точки, которые были в бизнесе до локдауна. Поэтому пандемия явилась катализатором перестройки множества организационных процессов. Так, многие компании начали активно трансформировать бизнес-процессы в сторону цифровизации. Такая тенденция будет иметь положительные последствия и, согласно прогнозам, не остановится и после окончания пандемии COVID-19. Кроме того, ситуация показала, что российский бизнес слабо знаком с механизмами и методами антикризисного управления. Оперативное понимание и использование методов прогнозирования и предупреждения негативных явлений путем применения стратегий менеджмента и создания новых специализированных программ позволило не только сберечь, но и укрепить экономический потенциал многих фирм. В текущих условиях предприятия продолжают учиться сокращать затраты, проводить анализ и разрабатывать мероприятия по сокращению затрат: оптимизировать методы и объемы закупки сырья, регулировать фонд заработной платы, контролировать производственные расходы, а также использовать ресурсосберегающие технологии.

Кризис подтолкнул руководство компаний к изменению стратегий с целью повышения доходности. Часть организаций приняли решение о пересмотре ассортимента выпускаемой продукции, оптимизации существующих бизнес-моделей, а также полному изменению направлений деятельности, что, бесспорно, закладывает основу для освоения новых рынков уже после окончания пандемии. Кроме того, многие организации оценили преимущества удаленного способа работы и сохранят его в будущем, оптимизировали должностные инструкции и методы работы с персоналом.

Эпидемия коронавируса изменила и потребительское поведение: наблюдается рост доли осознанного потребления, повышение доли онлайн покупок, снижение активности посещения общественных мест и пространств. Такая тенденция может сохраняться еще продолжительное время, поэтому бизнесу следует подготовиться к тому, что длительное время покупатели будут находиться дома, определить способы предоставления услуг в удаленном формате, пересмотреть форматы обслуживания. На этом фоне удачное начало было положено многим стартапам, чему способствовали возросшая цифровая грамотность населения и развитие онлайн-торговли. В целом стартапы, привыкшие работать в условиях неопределенности и риска, проще пережили текущие условия, нежели субъекты малого и среднего предпринимательства. Кроме того, стартапы, в отличие от иных организаций, привлекали к себе сотрудников и шли на повышение заработной платы.

Среди положительных моментов следует отметить значительное усиление внимания руководства организаций всех форм собственности к здоровью и обеспечению безопасности трудовой деятельности своих сотрудников. Так, в кратчайшие сроки были организованы тестирования и отслеживание контактов персонала, усилен контроль за использованием средств индивидуальной защиты, перемещением между рабочими местами, использованием мест общего пользования, организацией приема посетителей и проведения иных деловых встреч с третьими лицами, обеспечением физического и психологического здоровья и благополучия персонала.

Ситуация с пандемией COVID-19 нанесла значительный удар всем составляющим экономики и социальной сферы. В то же время она показала, насколько важно уметь вовремя адаптироваться к новым условиям и перестроить форматы работы, выявила, что только согласованные действия помогут снизить его влияние, дала сильнейший толчок для развития организаций, дав возможность оперативного внедрения технологий и решений, которые и в дальнейшем будут способствовать повышению эффективности работы.

Прохорова Ольга Константиновна

автор рубрики, куратор направлений "Сервис", "Управление персоналом", "Менеджмент"

Другие новости

Новости и события



Новости и события



Новости и события