Интервью с Ириной Котиной 
19 сентября 2023

Интервью с Ириной Котиной

В сентябре в рамках проекта «АРТ-ВИВТ» открылась выставка картин Ирины Котиной «Амальгама».

Ирина – самобытная воронежская художница, ученица Алексея Загородных, соучредитель журнала «Время культуры».

Она получила признание от коллег по цеху и покорила сердца ценителей живописи благодаря неповторимому стилю.

Под взмахом кисти Ирины на холсте родилась история, соединяющая разные периоды жизни нашего города. На эпичных полотнах старинные архитектурные постройки соседствуют с неоновыми рекламными вывесками и пёстрой одеждой, стирая грань между прошлым и настоящим.

Кого художница называет своими «учителями»? В чём особенность её работ? Об этом и многом другом узнаете из нашего интервью с Ириной.

АРТ-ВИВТ: Ирина, Вы – художница с красным дипломом юрфака. В какой момент осознали, что хотите заниматься живописью, а не юриспруденцией?

Ирина: Идеалистический флёр защитника прав и свобод развеялся довольно быстро после окончания вуза. Этот период совпал с началом работы в журнале «Время культуры». Мы делали много публикаций, в том числе и об изобразительном искусстве, и оно меня поманило. Я не органический художник, который рисует с детства, а скорее очарованный, в первую очередь, историей изобразительного искусства. В 23 года я пошла в детскую школу искусств на отделение для взрослых, потом попала в студию к Алексею Загородных. Довольно долго художественная практика была у меня в ранге хобби, а потом я решилась и назвалась художником.

АРТ-ВИВТ: Расскажите, как Алексей Владимирович Загородных повлиял на Ваше становление и развитие?

Ирина: Алексея Владимировича я называю крёстным отцом воронежских художников-любителей. Часто к нему приходят и художники с дипломом, после училища или института искусств, те, кто оказался в рамках академической школы и хочет убрать шоры. Его изостудии уже 33 года, и здесь можно приобрести такие знания, которых нет ни в одном стандартизированном учебном заведении и ни на одних курсах. Поначалу он ломал через колено стереотипы, приобретённые мной в школе искусств. Пришлось пройти через все стадии: и отрицания, и гнева, и принятия. Осталась безграничная благодарность.

АРТ-ВИВТ: Образование для художника – необходимость? Или талант всегда найдёт дорогу? 

Ирина: Ответ на этот вопрос неоднозначный, всё индивидуально. Мои авторитеты считают, что образование совершенно необязательно. Оно может лишить живости, загоняя в рамки академической муштры. На мой взгляд, образование важно, оно даёт технику, ремесло, а как ты распорядишься своим умением – это уже следующий вопрос, состоишься ли ты как автор. Для современных галерей качество живописи стоит на нижних позициях, а в приоритете – личность художника, его эпатажность, тусовка.

АРТ-ВИВТ: Может ли художественное образование ограничивать свободу и ставить человека в определённые рамки?

Ирина: Да, безусловно.

АРТ-ВИВТ: Ваши работы отличаются многообразием фактур. Туманные пейзажи и «припыленные» натюрморты «пропитаны» металлом, кожей, деревом и штукатуркой. Как Вы пришли к своему стилю? 

Ирина: Не знаю, как-то само так сложилось.

АРТ-ВИВТ: Кто повлиял на Ваше творчество в наибольшей степени? Можете перечислить любимых художников?

Ирина: В наибольшей степени повлиял Юрий Купер. Мы познакомились в 2011 году, когда он работал над реконструкцией Драмтеатра. Его эстетика, сдержанная гамма, созерцательность оказались мне очень близки. Потом в Москве я видела, как он работает в мастерской. Мы дружны до сих пор. Кроме Купера, могу назвать такого салонного, как это ни странно, художника как Фантен Латур. Пару лет назад мне открылся великий итальянец Джорджо Моранди. Пожалуй, он является воплощением фразы «Всё гениальное просто». Он действительно гениален, а его натюрморты, на первый взгляд, очень просты.

АРТ-ВИВТ: Как рождаются идеи для Ваших полотен? Чем вдохновляетесь? Какие темы волнуют?

Ирина: Идей у меня всегда много, но некоторые я не успеваю воплотить, некоторые отпадают в процессе разработки. Те, что я рано или поздно выношу на холст, в итоге складываются в мозаику авторского мифологичного мира. Мой творческий метод – это микс документального и сюрреалистичного. Вдохновляюсь искусством Возрождения и античности, природой, в особенности её движением – люблю разгул стихий: ветер, ливень, грозы, туманы.

АРТ-ВИВТ: Как устроен Ваш рабочий процесс? Из каких элементов он состоит?

Ирина: Мне нравится дистанция между художником и зрителем. Художник – транслятор вселенской абсолютной красоты (не каждый художник, конечно). Зритель не должен видеть, как создаётся искусство, и не должен спрашивать, как это сделано. Иначе пропадает волшебство и очарование.

АРТ-ВИВТ: Вы берёте коммерческие заказы?

Ирина: Да, конечно.

АРТ-ВИВТ: Поговорим о серии картин «Амальгама». Почему в центре полотен оказались архитектурные сооружения Воронежа и Рамони? 

Ирина: Воронеж – мой родной город, он мне небезразличен. Импульс создания картин на тему архитектуры города возник после сноса «Выбором» хлебозавода. При работе над этим циклом мне помогла книга Олега Григорьевича Ласунского «Литературная прогулка по Воронежу». В ней – большая любовь к истории города. И в моих картинах также – большая любовь и немного постмодерна.

АРТ-ВИВТ: Ваша выставка – это диалог прошлого и настоящего. Прямо как наш Проспект Революции. А какой Воронеж Вам ближе: современный или исторический?

Ирина: Даже не знаю, что ответить. Принимаю действительность как есть, ведь мы с вами здесь и сейчас. В городе много перемен, много варварства и непрофессионализма, местечковой показухи. Но есть и хорошее, посмотрите, как чудесен теперь «Орлёнок», к примеру.

АРТ-ВИВТ: Как Вы думаете, чему люди, даже далекие от искусства, могут научиться у художников?

Ирина: Во-первых, повысить свой культурный уровень походом на выставку – это плюс сто очков Гриффиндору. Во-вторых, эмоциональная и мыслительная практика от взаимодействия с искусством – это ещё плюс сто очков. Вы приходите на выставку, стоите перед картиной и думаете «Что он хотел этим сказать?», «А я не согласен», «Ну, и ерунда, любой дурак так может». Процесс запущен. К слову, самые отзывчивые зрители – это люди естественно-научных профессий, а не гуманитарии.

АРТ-ВИВТ: Какой совет Вы бы дали начинающим художникам, которые хотят известности и востребованности?

Ирина: Быть хорошим художником и быть известным художником – это разные вещи. В первом случае – надо много и честно работать.

В рамках проекта «АРТ-ВИВТ» открылась выставка Ирины Котиной «Амальгама»

Больше информации о художнице смотрите на https://www.kotina.art/

Другие новости

Конкурсы ВИВТ



Новости и события



Мероприятия и события